Персональность — превыше всего
В наше время приватность и защита данных пользователя — это важная тема, которая иногда может стать ключевым вопросом и даже защитить права человека в суде. Социальные сети и приложения очень часто нарушают грань между персональными данными, которые человек преднамеренно вносит в ту или иную базу данных и конфиденциальной информацией из переписок, сохранений или прочих элементов общения.
Компания Apple на сегодняшний день позиционируется как производитель так-званых «безопасных» устройств, ведь руководство в особе Генерального директора Тима Кука не один раз выступало за возможности конфиденциальности, права человека на личное пространство и персональность данных. Были даже случаи, когда Apple отказались предоставлять данные о геолокации преступников использовавших iPhone, апеллируя к праву человека на конфиденциальность.
Завязка спора Apple и Facebook
Ранее на презентации WWDC 2020, компания Apple представила обновление iOS 14, которое должно включать новые функции защиты конфиденциальности. Они заключалась в предоставлении разработчиком приложения в магазине AppStore описания о собираемых с пользователя данных, а также уведомлении о разрешении приложениям на отслеживание их активности в Интернете.
Многим подобное изменение показалось незначительным, ведь приложения по большей мере уже отслеживают нашу активность в Интернете с помощью настроек по умолчанию, которые мы принимаем при их установке. Но будем честными — кто читает условия конфиденциальности устанавливая приложение? Никто.
С обновлением iOS 14.5 пользователи iPhone увидят всплывающее окно, в котором прямо говорится, что приложение хочет отслеживать и собирать такие-то данные. Разработчики приложений могут использовать это всплывающее окно, чтобы объяснить, как будут использоваться собранные пользовательские данные.
Но Facebook имеют свою точку зрения по поводу этого изменения, которое явно угрожает источнику годового дохода в 86 миллиардов долларов — таргетированной рекламе. Ведь у пользователя появится еще один выбор — давать разрешение или нет на отслеживание их данных. Многие, узнав о том что от них требуют приложения, могут просто отказаться от таких условий.
Понимая это Марк Цукерберг и компания вели многомесячную пропаганду против Apple, размещая баннеры и печатные объявления, а также тестируя всплывающие окна в приложении Facebook, чтобы побудить пользователей согласиться с отслеживанием.
Социальная сеть даже запустила веб-сайт, на котором предприниматели малого бизнеса могут делиться своими историями и высказывать поддержку персонализированной рекламе с помощью тэга #SpeakUpforSmall.
Из всего этого можно вынести то, что Facebook не зря копошится. Ведь социальная сеть имеет свои скелеты в шкафу. Вспомните только скандал 2018 года с участием Cambridge Analytica, британской политической консалтинговой фирмы, которая без разрешения собрала данные о 87 миллионах пользователей Facebook и использовала их в своих целях.
Apple vs Facebook — аргументы
С одной стороны мы имеем Apple, которые стоят на защите пользовательских данных, но ставят под угрозу рекламу малого бизнеса. С другой у нас Facebook, который предоставляет довольно выгодные условия для малого бизнеса и его развития на своих платформах, но при этом очень часто превышает свои полномочия в использовании некоторых конфиденциальных данных.
Главный аргумент Тима Кука можно описать его цитатой: «Если бизнес построен на введении пользователей в заблуждение, на использовании данных, на выборе, который вообще не является выбором, он не заслуживает нашей похвалы. Он заслуживает реформы».
В ответ Facebook сообщает, что без персонализированной рекламы, основанной на собранных от пользователей данных, малый бизнес может сократить более 60% продаж.
Подмечу, что многие аналитики не согласны с мнением Facebook, так как:
- Компания Facebook продолжит предоставлять рекламу.
- Пользователи все еще смогут принять условия о сборе данных.
- Рекламные сообщения и их количество не изменится, просто они будут транслироваться по-другому.
Как обновление конфиденциальности iOS 14 повлияет на вас
Зависит от того, как часто вы смотрите рекламу в Facebook и реагируете на нее. Если вы не сталкиваетесь с ней не очень часто, вероятно, что для вас изменения будут незначительными, при этом раскладе вы сможете свободно отказаться от отслеживания.
Если вы полагаетесь на рекламу Facebook, чтобы найти нужные услуги и товары, ожидайте, что реклама, которую вы видите, будет менее актуальной, если вы откажетесь от нее.
Уведомление в iOS 14.5 также даст представление о том, какие приложения отслеживают вас в других сервисах и на веб-сайтах, чтобы показывать персонализированную рекламу.
Главный вопрос завис в воздухе
Обновление iOS 14.5 уже вышло для публичных бета-тестеров, скоро ожидается его официальный релиз, который должен расставить все точки. В этом споре двух бизнес-моделей у Facebook не самые удачные аргументы, так как люди хоть и пользуются персонализированной рекламой, но социальные сети уже настолько перенасыщены ею, что приходится просто сбегать на другие площадки — Clubhouse, TikTok и так далее.
В то же время, предпринимателям и маркетологам нужно будет наверстывать потерянное и реформировать свой подход, а этот процесс будет достаточно долгим. Я буду надеяться, что Тим Кук окажется прав насчет назревающей реформы, ведь внедрение дополнительного щита от шпионских сервисов — это положительное явление.
А как относитесь к нововведению вы и кого поддерживаете в этом споре?